I. Общие требования безопасности:

- К управлению автомобилем допускаются мужчины и женщины не мо¬ложе 18 лет (автобусом - с 21 года), имеющие удостоверение на право уп¬равления автомобилем (автобусом).

- К управлению автобусом с количеством мест свыше 14  (кроме занятого на внутризаводских,  внутригородских, пригородных перевозках  и пе¬ревозках в сельской местности в пределах одной дневной смены при усло¬вии не привлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта  ав¬тобуса) и автомобилем грузоподъемностью свыше 2,5 тонн  (кроме занятого на внутризаводских,  внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены при условии не привлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта грузового  авто¬мобиля) водители - женщины не допускаются.

- К управлению автомобилем,  на шасси которого смонтировано специа¬льное оборудование (самосвальные кузова, КДМ, цистерны для перевозки горючих жидкостей, химикатов, сжиженного газа, установки дегазационного обору¬дования,  ремонтные мастерские с телескопическими лестницами, вышками, лабораториями и т.д.),  допускаются водители,  прошедшие дополнительные курсы обучения и имеющие соответствующее удостоверение.

- К управлению грузовым автомобилем,  на котором производится пере¬возка людей, допускаются водители, имеющие специальное разрешение руководителя.

- В случаях систематических нарушений трудовой  и  производственной дисциплины руководитель организации может в установленном порядке ходатай¬ствовать перед ГИБДД о  лишении  водителя  удостоверения на право управления автомобилем.

1. Водитель автомобиля должен знать:
а) назначение, устройство, принцип действия,  работу и обслужива¬ние агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к катего¬рии транспортных средств "В", "С", "Д" или "Е"  соответственно;
б) правила дорожного движения (действующие на настоящее время), основы безопасности движения, спо¬собы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
в) признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возни¬кающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и ус¬транения;
г) особенности технического обслуживания и ремонта автомобиля;
д) правила перевозки опасных грузов;
е) назначение противопожарного инвентаря и правильного использо¬вания его в случае пожара;
ё) назначение медицинской аптечки и правильность её применения в возникших ситуациях;
ж) требования настоящей инструкции по охране труда и техники безопасности;
и) требования инструкции по эксплуатации, приписанного ему автомобиля.

2. Водитель  в обязательном порядке обязан:
а) выполнять правила внутреннего трудового распорядка, повседне¬вные указания начальников структурных подразделений, согласно своих должностных обязанностей;
б) твердо знать безопасные приемы (методы) работы и выполнять требования норм и правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности;
в) проводить своевременное техническое обслуживание и ремонт приписанного ему автомобиля, согласно соответствующим графикам проведения технического обслуживания и ремонта, а так же при выявлению каких либо неисправностей;
г) проводить ежедневный утренний, предрейсовый осмотр приписанного автомобиля;
д) знать расположение ближайших средств пожаротушения, средств оказания первой доврачебной помощи (место хранения в приписанном автомобиле);
е) соблюдать противопожарный режим, знать противопожарный расчёт структурного подразделения, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
ж) соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте (в приписанном автомобиле), а так же в структурном подразделении (гараже, производственных помещениях и т.д.);
з) выполнять требования настоящей инструкции по охране труда;
и) во время работы быть внимательным, осторожным и следить:
 за движением автотранспорта;
 за звуковым и световыми сигналами;
 за движением (действием) производственных машин и механизмов;
 за исправной работой приписанного ему автомобиля.
г) быть осторожным при нахождении вблизи электропроводов, элект¬ромеханизмов и механизмов различных типов (вращающихся частей и т.д.), объезжать их стороной либо держаться на безопасной дистанции (минимум 3 метра).
е) применять спецодежду, средства индивидуальной  и коллективной защиты строго по назначению, не нарушая формы одежды на предприятии;
ж) уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим  при несчаст¬ных случаях (держать в приписанной машине копию инструкции по охране труда по оказанию первой доврачебной помощи, действующую аптечку и огнетушитель);
з) выполнять только ту работу,  по  которой был пройден инструктаж  по охране  труда и техники безопасности, был допущен к работе;
и) немедленно сообщать начальнику  структурного  подразделения  о нарушениях правил техники безопасности и случаях травматизма;
к) уметь пользоваться средствами пожаротушения и аптечкой.

3. Водитель автомобиля должен помнить, что вследствие невыполне¬ния требований, изложенных в действующих правилах дорожного движения, требований инструкции по эксплуатации автомобиля, инструкции по охране труда и техники безопасности, правилах внутреннего трудового распорядка, ПТЭ и ПТБ, при выполнении работ могут  возникнуть следующие опасности:  смерть, травмирование (переломы, ушибы), поражение (электрическим током), отравление (этилированным бензином и  вы¬хлопными газами) и так далее.

4. Водитель автомобиля обеспечивается  средствами  индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами указанными в коллективном договоре ОАО «Примавтодор»;

5. За работу в неблагоприятных условиях труда водителю автомоби¬ля могут предоставляться (устанавливаться) следующие льготы и компенса¬ции:
а) дополнительный отпуск продолжительностью:
 7 рабочих дней в год  - при работе на автомобиле  (в том числе специальном) грузоподъемностью от 1,5 до 3 т, на автомобиле медицинской помощи и санитарном автомобиле,  на  пожарном автомобиле грузоподъемно¬стью от 1 т 5 до 5 т;
 12 рабочих дней в год  -  при работе на автомобиле (в той числе специальном) грузоподъемность от 3 т и выше; на автобусе регулярной ли¬нии (в том числе заказном), на пожарном автомобиле  грузоподъемностью от 5 т и выше;  при испытаниях боевых и специальных машин в дорожных усло¬виях и испытаниях автомобилей на автодромах.
б) бесплатно выдается 400 граммов мыла в месяц сверх находящегося при умывальниках.

6. Водителю автомобиля строго запрещено:
а) управлять автомобилем в состоянии алкогольного, наркотичес¬кого (других видов) опьянения,  а  также в болезненном или утомленном состоянии, под воздействи¬ем лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимания, так как это может поставить под угрозу безопасность дорожного движения (в том числе гибель людей);
б) передавать управление автомобилем посторонним лицам, лицам находящимся в состоя¬нии алкогольного  или наркотического опьянения, в болезненном или утом¬ленном состоянии или под воздействием лекарственных препаратов,  снижаю¬щих скорость реакции и внимания,  а  также лицам,  не имеющим при  себе удостоверения  на право управления автомобилем или не указанным в путе¬вом (маршрутном) листе;
в) самовольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;
г) перевозить на грузовых автомобилях посторонних лиц, не указан¬ных в путевом листе и не связанных с перевозкой грузов;
д) хранить и перевозить в кабине бензин и другие легковоспламеня¬ющиеся жидкости;
е) работать с огнеопасными грузами или на территории, опасной в пожарном отношении, без искрогасительной сетки на выпускном трубопрово¬де;
ж) заправлять автомобиль этилированным бензином из открытой емко¬сти (ведра, лейки и т. п.) и засасывать его ртом в шланг, а также проду¬вать ртом топливо-провод;
з) отдыхать или спать в кабине грузового и кузове легкового авто¬мобилей при работающем двигателе;
и) пользоваться открытым огнем для разогрева узлов автомобиля;
к) курить в непосредственной близости от приборов и системы пита¬ния двигателя автомобиля;
л) запирать при стоянке в гараже кабину автомобиля;
м) допускать посторонних лиц в кабину автомобиля;
н) разрешать кому бы то ни было  проезд  на  подножках,  крыльях, крыше кабины и бортах автомашины (мест не предусмотренных для этого заводом изготовителем);
о) продувать бензопроводы ртом;
п) производить испытания тормозов на закрытой площадке;
р) превышать допустимое давления в камерах (давление воздуха в ка¬мерах проверять манометром).

7. Автомашина должна быть связана с прицепом жестким дышлом, зак¬репленным на раме автомашины шкворнем с гайкой.  Шкворень с дышлом дол¬жен быть соединен так, чтобы дышло могло свободно перемещаться. Ось ды¬шла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уров¬не со шкворнем.

8. Двухосные прицепы должны иметь борта  одной конструкции с бор¬тами кузова автомашины. На прицепе сзади должно быть охранное освещение

9. Прицепы для перевозки длинномерных грузов должны иметь поворо¬тный круг. Пол кузова одноосного прицепа должен быть на одном уровне  с полом кузова автомашины. На прицепе должно быть охранное освещение.

10. Все специализированные и бортовые автомобили, перевозящие  горючие жидкости, должны быть снабжены противопожарным оборудованием, а также заземленной цепочкой. Один конец цепочки припаивается к корпусу цистерны,  а другой снабжается  металлическим острием.

11. Сливные краны  и прочие отверстия не должны  допускать  утечки жидкости.

12. Сливать бензин из бака разрешается только  через  кран  бака, предварительно отключив бензопровод при закрытом кране.

13. Ручной запуск двигателя  производить движением рукоятки  снизу вверх при наличии исправного храповика на рукоятке. Не брать рукоятку в обхват. Не становиться ногой на траверс (буфер) автомобиля.

14. Перед разборкой колеса автомобиля выпустить воздух из камеры.

15. Перед сменой колес и рессор ставить машину на козелки,  но не оставлять на домкратах (исключая возможные аварийные случаи в пути).  Использование других предметов, таких как кирпичей, брусков, железобетонных изделий и т.д. строго запрещено.

16. Ремонтируя самосвал, надо обязательно ставить металлические упоры под кузов.

17. При сбрасывании груза с автомашин под откос,  надо ставить автомашину бортом к откосу, не ближе 0,6 м от края откоса.

18. При погрузке автомашины из неподвижного бункера или с транспорта необходимо ставить ее так, чтобы центр кузова находился над центром отверстия  бункера, а при погрузке транспортером, груз должен падать на середину кузова.

19. При погрузке с помощью крана, экскаватора, автопогрузчика не допускать перемещение груза (ковша) над кабиной автомашины.

20. Не допускать нахождения людей в кузове или кабине при погрузки и разгрузке автомашины, не находиться в ней самому.

21. На территории гаража, на подъездных путях и подъездах скорость движения не должна превышать 10 км/час, а в  помещениях - 5 км/час.

22. Выезжающей автомашине необходимо предоставлять  преимущество, необходимо уступать ей дорогу.  Ни в коем случае не обгонять другие автомашины  на  территории предприятия и на подъездных путях к нему.

23. Не оставлять автомашину  на путях  движения,  не  загромождать проходы (проезды).

24. Заправка автоцистерн легко-воспламеняющимися жидкостями и горючими жидкостями, ведрами и другими подручными средствами, а также слив этих жидкостей через шланги, строго запрещена.

II. Требования безопасности перед началом работы:

1. Перед выездом (выездом на линию) водитель автомобиля  обязан:

а) пройти предрейсовый медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и техники безопасности, противопожарной безопасности;

б) иметь при себе удостоверение  на право управления автомобилем, выданное ГИБДД, талон на право эксплуатации (для транспортного автомобиля) и путевой лист;

в)  проверить:
- отсутствие утечек ГСМ, топлива, масла, воды, а в газобалонных  автомобилях - герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
- исправность органов управления, тормозов  и  других  механизмов, обеспечивающих безопасность движения;
- произвести заправку автомобиля необходимыми ГСМ, топливом, маслом, водой  и тормозной  жидкостью;
- проверить укомплектованность автомобиля инструментом, инвентарем, буксирным приспособлением,  ремнями безопасности, медицинской аптечкой, средствами тушения пожара, сигнальными маячками (мигалками) для специализированной техники;
- исправность ветрового стекла (на нем не должно быть трещин,  затемнений, прочих дефектов);
- исправность отражательных стекол (зеркал);
- исправность замков дверей кабины и бортов, специализированного оборудования;
- исправность выхлопной трубы  (она должна плотно соединяться  с  коллектором двигателя и не иметь трещин - это предотвратит попадание газа в кабину);
- исправность аккумулятора (он не должен находиться в кабине);
- исправность горловины бензобака  (она должна находиться  с  противоположно стороны от глушителя, быть плотно закрыта крышкой не имеющих механических повреждений);
- другие моменты (согласно инструкции завода изготовителя);

д) ознакомиться с условиями работы (работы на линии) и родом перевозимого груза, изучить маршрутную карту, в которой указаны особенности маршрута и меры безопасности в случае ненастной погоды (туман, метель, снегопад гололед и т.п.), доукомплектовать машину необходимым инвентарём (лопатой, цепями на колёса, буксирной лентой (верёвкой) и т.д.), сменить при необходимости покрышки колёс (на случай снега, гололёда, бездорожъя и т.д.);

е) водитель автомобиля не имеет права выезжать (выезжать на линию), если техническое состояние автомобиля или прицепа не отвечает техническим  условиям, требованиям действующих правил дорожного движения и правил охраны труда на автомобильном транспорте. Об исправности автомобиля,  перед выездом на линию водитель расписывается в путевом листе;

ж) в путевом листе автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должна быть отметка предприятия "годен  для  перевозки людей", указано максимально возможное количество перевозимых пассажиров. Путевой лист должен быть подписан лицом, ответственным за  безопасную  эксплуатацию данного автомобиля (назначенный приказом руководителя).

з) перед выпуском на работу автомобилей-самосвалов надлежит, кроме общего технического состояния, проверить исправность кузова и подъемного механизма.

III. Требования безопасности во время работы:

1. Во время работы водитель автомобиля  обязан:

а) при управлении автомобилем:
- строго соблюдать действующие правила дорожного движения;
- строго соблюдать установленный скоростной режим;
- выбирать дистанцию в зависимости от скорости движения автомобиля;
- постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов и работой всех механизмов и агрегатов автомобиля;
- немедленно прекратить работу при поломке или неисправности автомобиля (которая может привести к аварийной ситуации),  возникновении опасности для водителя или окружающих лиц, сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю;
- не выезжать  (выезжать на  линию) без путевого листа и удостоверения на право управления автомобилем, отметке о прохождении утреннего медосмотра, технических документов на автомобиль, инструкций по охране труда и техники безопасности (для водителя автомобильной техники и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим).
- объезжать (пропускать) лиц, явно нарушающих правила дорожного движения и скоростной режим в целях предупреждения возможной аварийной ситуации;
- строго соблюдать режим труда и отдыха, прекратить работу при появлении чувства сильного утомления и усталости, до тех пор, пока не придёте в нормальное (бодрое) состояние;
- следить за тем, что-бы автомобиль не был перегружен (общий вес людей и перевозимого груза не превышал максимальный вес загрузки автомобиля по его техническим характеристикам);
- в любом случае сводить риск возникновения аварийной ситуации до минимума;

б) при перевозке людей:
- использовать только транспортные средства, специально предназначенные для этой цели (кузов должен быть оборудован сиденьями,  укрепленными на расстоянии не менее 15 см. до верхнего края бортов,  а сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового бортов прочными спинками, а так же ремнями безопасности)
- не разрешать сидеть на бортах кузова  или стоять  в  кузове  во время движения;
- производить посадку  и  высадку  только через боковые двери, задний или правый борт кузова автомобиля;
- начиная движение, убедиться в том, что обеспечены условия безопасности перевозки пассажиров  и число перевозимых людей  не  превышает числа  оборудованных для сиденья мест;
- не превышать скорость движения автомобиля 60 км/ч, если в кузове находятся люди (независимо от их числа);
- разрешать находиться в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением,  при условии, что они обеспечены удобным местом, расположенным ниже уровня бортов;
- следить,  чтобы при перевозке групп детей в автобусе, находилось не менее одного взрослого сопровождающего, а в кузове грузового автомобиля - не менее двух.  На этих транспортных средствах спереди  и  сзади должны быть установлены опознавательные знаки,  а борта кузова наращены на высоту не менее 0,8 м. от уровня пола;
- следить, чтобы в местах посадки в транспортные средства и высадки были оборудованы специальные или применялись иные устройства, обеспечивающие безопасность людей при посадке (ремнями безопасности).  Перед  началом  движения  транспортного средства убедиться в правильности посадки и размещения людей  и предупредить их о начале движения.

в) запрещается перевозить людей:
- не пристёгнутых ремнями безопасности;
- сидящих не на специально-оборудованных для этого местах;
- не связанных с деятельностью организации, а так же связанных с деятельностью организации, но без разрешения вышестоящего руководителя (без служебного задания);
- вне кабины автомобиля-самосвала, автомобиля-цистерны и других специализированных автомобилей,  самоходных машин  и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе (полуприцепе), на длинномерном грузе, подножках, крыльях и буксируемых автомобилях;
- на сиденьях рядом с водителем, сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест;
- возрастом до 12 лет на необорудованных для этого сидениях;

г) при перевозке грузов следить за правильной укладкой и надежным закреплением груза, руководствуясь следующими правилами:
- груз не должен ограничивать водителю обзорность,  нарушать  устойчивость транспортного средства и затруднять управление им;
- выступающий за габариты автомобиля или прицепа груз должен быть обозначен;
- предельная высота автомобиля с грузом не должна превышать  4 м от поверхности дороги, а предельная ширина - 2,5 м;
- свешивание груза за задний борт или край платформы  допускаете не более чем 2 м. ;
- перевозка грузов, превышающих указанные габариты, осуществляется с разрешения ГИБДД по месту получения груза и по согласованию дорожно-эксплуатационными организациями;
При перевозке опасных грузов  дополнительно  соблюдать  следующи правила :
- следить за укомплектованностью автомобиля огнетушителями,  на¬личием надписей "Огнеопасно" на боковых и задних стенках емкостей, пре¬дназначенных для транспортировки горючего,  состоянием заземления  цис¬терны;
- не допускать резкого торможения и резких поворотов  при  движе¬нии;
- не останавливаться в местах, опасных в пожарном отношении;
- опасные грузы, требующие при перевозке наблюдения, должны тран¬спортироваться в сопровождении проводников, знающих опасные  и  вредные свойства грузов, а также способы их перевозки;

д) при буксировке транспортного средства:
- обеспечить постоянное наблюдение за буксируемым транспортным средством (в кабине буксируемого автомобиля должен находиться водитель, длина связующего звена жесткой сцепки не должна превышать 4 м., а гиб¬кой - 6 м., при этом связующее звено гибкой сцепки через  каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками размером не ме¬нее 200х200 мм.);
- включить при буксировке в светлое время суток независимо от ус¬ловий видимости на буксирующем транспортном средстве ближний свет  фар, а на буксируемом - габаритные огни, при плохой видимости на буксируемом транспортном средстве включить задние габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке - передние габаритные огни;
- скорость при буксировке не должна превышать 50 км/час;

Буксировка  запрещается:
- на гибкой сцепке в гололедицу;
- при общей длине поезда сцепленных транспортных средств,  превы¬шающих 24 м.;
- мотоциклов без коляски;
- более одного механического транспортного средства;
- если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы бу¬ксирующего;
- на полуавтоматической и автоматической коробке передач;

е) при работе на автопоездах;
- производить сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и при¬цепов, с участием, как правило, трех человек - водителя, рабочего сце¬пщика и лица, координирующего их работу; в исключительных случаях  (дальние рейсы,  вывозка  сельскохозяйственных  продуктов с полей и т.п.) сцепку производит один водитель; прицепы должны быть загружены равно¬мерно, без перегрузки передней оси;
- осуществлять сцепку и расцепку только на ровной горизонтальной площадке на твердом грунте;
- не производить сцепку и расцепку на скользкой площадке;
- при движении задним ходом зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством;

ж) при погрузочно-разгрузочных работах:
- ознакомиться с подъездными путями и состоянием погрузочно-ра¬згрузочных площадок, погрузку и выгрузку грузов, крепление и раскрепле¬ние их на автомобиле производить силами и средствами  грузоотправителей и грузополучателей под руководством ответственного лица;
- контролировать правильность крепления груза;
- не допускать маневрирования транспортного  средства  с  грузами после снятия крепления с грузов;

з) при работе на внутризаводской линии,  кроме  действующих правил  дорожного движения, необходимо соблюдать следующие дополнительные требования:
- если на пути движения встречаются препятствия, объезжать их  на расстоянии не ближе 3 метров, а если ширина проезда недостаточная для тако¬го объезда, прекратить движение и потребовать удаления с проезда препя¬тствий;
- быть особенно внимательным на поворотах и при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути в узких местах, также на складах скорость в этих случаях должна быть минимальной;
- подавать предупредительный сигнал при движении с места и в опа¬сных местах, на закрытых поворотах с узким проездом;

и) при работе на междугородних линиях:
- соблюдать правила вождения автомобилей в колоннах при  движении их в колонне, следить за тем, чтобы в светлое время суток независимо от условий видимости был включен ближний свет фар;
- делать остановки для отдыха в пунктах, указанных в путевом  лис¬те или по указанию старшего машины (колонны);
- увеличивать дистанцию между автомобилями при условии недостато¬чной видимости;
- следить при вождении автопоезда через зеркало заднего  вида  за движением прицепа;

к) при испытательных пробегах:
- проверить надёжность закрепления на автомобиле контрольного груза;
- производить пуск двигателя стартером или специальным приспособ¬лением (при этом автомобиль должен быть заторможен, а рычаг коробки пе¬ремены передач поставлен в нейтральное положение);
- строго выдерживать установленный для испытания  маршрут  движе¬ния;
- испытывать тормоза на специально устроенной площадке;  площадка должна иметь разметку (с нанесением линий и других знаков) указывающую начало пути торможения;
- регулировать тормоза только при неработающем двигателе не пус¬кать двигатель и не трогать с места автомобиль до получения сигнала от лица, регулирующего тормоза;
При испытательных пробегах запрещается:
- находиться посторонним лицам в кабине или кузове автомобиля;
- буксировать автомобиль в целях пуска двигателя;

л) при выполнении работ по техническому обслуживанию автомобиля необходимо:
- очистить автомобиль от мусора, грязи, пыли, посторонних предметов;
- вывести людей из смотровой канавы, из-под эстакады, убрать при¬способления, инструмент, препятствующие движению при въезде на смотро¬вую канаву (эстакаду) или съезде с нее;
- затормозить стояночным тормозом,  подложить под колеса установ¬ленного на смотровую канаву  (эстакаду)  автомобиля  упоры и на рулевом колесе повесить табличку "Двигатель не пускать - работают люди";
- вывесить на механизме управления подъемником табличку с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди";
- зафиксировать упором (штангой) в рабочем  (поднятом) положение плунжер подъемника;
- установить домкраты на горизонтальную площадку с твердым покрытием или подкладкой, не подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп диски колес, кирпич и прочие предметы,  а также не проводить какие-либо работы на автомобиле (прицепе) со снятыми колесами,  вывощенном  только на домкратах или талях;
- установить козелки под вывешенный на домкратах или на талях автомобиль;
- выполнять работы по демонтажу или монтажу шин  в производственных помещениях только в предназначенных для этого местах с помощью съемников или на стенде, выпустив предварительно  воздух из камер;
- накачивать смонтированную шину  с  применением  ограждения  ил другого приспособления, предохраняющего от срыва замочного кольца и разрыва шины;

При техническом обслуживании автомобиля  запрещается:
- пускать двигатель, если проводится регулировка его системы  питания или зажигания;
-обслуживать автомобиль-самосвал при поднятом кузове без укрепления его прочными металлическими упорами (штангами), а также ставить груженный кузов на упор;
- применять приставные лестницы;
- пользоваться  переносными  электролампами  с  напряжением  выше 42 В;
- проверять аккумуляторную батарею замыканием клемм;
- пользоваться ручным пневматическим и электроинструментом и грузоподъемными механизмами без прохождения  соответствующего  обучения и проверки знаний;

м) выставить при вынужденной остановке  знак  аварийной остановки или мигающий красный фонарь, в населенных пунктах за 15-20 м. от транспортного средства, вне населенных пунктов - за 50-40 м.;

н) не покидать свое место и не оставлять автомобиль, если не приняты необходимые меры  предосторожности,  исключающие  самопроизвольное движение автомобиля и использование его в отсутствие водителя (постановка на ручник и скорость, сигнализация и системы блокировки);

о) включить ближний свет фар при  движении днем в условиях недостаточной видимости (менее 500 м.), в тоннелях,  а  также  независимо от условий видимости при движении в колонне машин, при буксировке, при перевозке детей на автобусе или грузовом автомобиле, при транспортировке крупногабаритного или опасного груза;

п) выгружать груз с автомобиля-самосвала в овраг, реку  с  обрыв при наличии надежно закрепленного отбойного бруса, при отсутствии бруса не подъезжать к краю ближе, чем на 1 м. от заднего колеса;

р) убедиться при подаче автомобиля назад, что его никто не объезжает и нет поблизости людей  или каких-либо препятствий, при  движении задним ходом подавать звуковой или световой сигналы;

с) ознакомиться с особенностями маршрута и характером перевозимого груза при работе в горных условиях,  обязательно иметь не менее двух опор под колеса и приспособления для жесткой сцепки на случай  буксирования;

т) производить переправы автомобилей вброд и по льду только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями;

ч) принимать необходимые меры к устранению мелких неисправностей, обнаруженных во время работы на линии угрожающих безопасности дви¬жения и сохранности людей, автомобиля и груза. Если устранить неисправ¬ность невозможно, доложить своему непосредственному руководителю, следовать в ближайшую ремонтную базу либо возвращать¬ся в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности (если позволяют условия).

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1.Водитель автомобиля, причастный к дорожно-транспортному проис¬шествию, обязан:
а) немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия - включить аварийную световую сигнализацию  или  выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортные средст¬ва и предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) при наличии пострадавших вызвать скорую помощь;
б) принять все возможные меры для оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим,  вызвать  скорую помощь, а если это невозможно отправить  пострадавших на  попутном транспорте;
в) сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытие работников милиции;
г) принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;
д) если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов;

2. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водителя автомобиля  обязаны:
а ) немедленно высадить людей;
б) принять все меры для освобождения переезда и остановки поезда;
Если автомобиль не удается удалить с переезда, то водитель  автомобиля должен:
- направить двух человек вдоль путей в обе стороны на 1000 м. от переезда (если одного,  то  в сторону худшей видимости пути),  объяснить порядок подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда,  сигналом остановки служит круговое движение руки - с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видным предметом, ночью - факелом или фонарем;
- оставаться возле автомобиля и подавать  сигналы  общей  тревоги сериями из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов;
- при появлении поезда (локомотива, дрезины) бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки;

V. Требования безопасности во время командировки:

2.1. Водитель, который находится в командировке, обязан:
• тщательно проверить техническое состояние автомобиля, о чем необходимо сделать отметку в путевом листе;
• не оставлять автомобиль без присмотра на ночь, ставить его только в специально отведенных местах и обязательно под охрану;
• Принять меры, которые исключают возможность самопроизвольного движения или его угона (установка режима сигнализации и средств блокировки);

2.2. Запрещается выезжать на линию в состоянии алкогольного, наркотического, других видов опьянения (психотропных и т.д.), что может привести к тяжелым последствиям.

2.3. Не забывать, что только соблюдение действующих правил дорожного движения  и настоящей инструкции по охране труда и техники безопасности, инструкции по эксплуатации автомобиля, является гарантией успешной, безаварийной работы:
• не превышать скорость (соблюдать скоростной режим);
• не нарушать правила обгона;
• не нарушать правила проезда перекрестков;
• не нарушать правила маневрирования;
• не нарушать правила пользования светом (если ослепило встречным транспортом, немедленно остановиться и включить аварийный сигнал, по возможности съехать на обочину освободив проезжую часть);
• быть внимательным при проезде около пешеходных переходов, общественных заведений, неподвижного транспорта, школ, детских садов, игровых и спортивных площадок, других многолюдных объектов;
• при движении назад необходимо убедиться в безопасности движения;
• пропускать (объезжать) лиц, явно не соблюдающих правила дорожного движения. 

2.4. В дороге отдыхать через каждые 8 часов работы, или через каждые 400-500 км пробега.

2.5. Отдыхать необходимо не менее 8 часов.

2.6. Водитель во время командировки обязан строго соблюдать настоящую инструкцию по охране труда, свою должностную инструкцию, инструкцию по эксплуатации доверенной (приписанной) ему техники.

VI. Требования безопасности по окончании работы.

1. Водитель автомобиля  обязан:
а) помыть, вычистить, провести техническое обслуживание автомобиля и подготовку его к выходу в следующий рейс (поездку);
б) на открытых площадках вне отапливаемых помещений в зимнее время слить воду из системы охлаждения и вывесить табличку "Вода слита"; на автомобилях заправленных низкозамерзающей жидкостью, вывесить табличку "Антифриз";
в) на стоянке в гараже, кабину не запирать, ключи зажигания оставить на специально определённом для этого охраняемом месте;
г) проверить надежность установки автомобиля на стоянке;
д) доложить о всех неполадках, недостатках и замечаниях в работе автомобиля, своему непосредственному руководителю;
е) при обнаружении неполадок, которые могут привести к аварийной ситуации, дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена до их полного устранения. 

Теги: Водители автомобильной техники